Мнение эксперта

21 марта, 2017 | Новости

Измененияе тока холодной прокрутки (ТХП) портативными тестерами — где правда? 

В последнее время, в условиях повышенной конъюнктуры аккумуляторного рынка, наблюдается чёткая тенденция производителей предлагать потребителю батареи с повышенным током холодной прокрутки (ТХП). 

Для сравнительного анализа и измерения этой характеристики в торговой сети, на СТО и в сервисных центрах, массово используются портативные экспресс-тестеры различных производителей, по поводу объективности показаний которых возникают многочисленные споры и вопросы.  

В  данном материале мы попытаемся разобраться, чем обеспечивается и насколько важна характеристика тока холодной прокрутки, есть ли смысл в выборе батарей с повышенным ТХП и насколько корректно оценивать состояние АКБ, полагаясь на измерение портативными тестерами. Итак, ток холодной прокрутки, указанный на маркировке АКБ , это ток, который аккумуляторная батарея может отдать в течение 10 секунд до падения напряжения на клеммах в 7,5 В, при температуре электролита -18˚С (Согласно Европейским Нормам (EN).

При такой методике измеряется именно ток и время разряда, для чего необходимо специализированное оборудование (испытательный стенд), которое применяется производителями АКБ для контроля качества продукции. Многие автовладельцы достаточно часто под характеристикой ТХП понимают ток, подающийся на стартер во время запуска двигателя и чем он выше, тем, по их мнению, лучше заводится автомобиль.В реальности пусковые токи для легковых автомобилей с объёмом двигателя 1,5 – 2,5 литра составляют от 70 Ампер (летом «на горячую») до 300 Ампер (зимой, холодный утренний пуск) и зависят от модели и мощности стартера: 0,8 – 1,2 кВт для бензиновых и 2.2 – 3,6 кВт для дизельных двигателей, т.е. в условиях реальной эксплуатации нет необходимости обеспечивать пусковой ток АКБ в 500 – 600 А.Стремление производителей изготавливать батарею с повышенным пусковым током в большей степени связано с соображениями маркетинга. 

Повышение пускового тока АКБ обеспечивается за счёт применения увеличенных схем сборки (количества пластин в одной ячейке), уменьшения толщины пластин и повышения пористости пасты, применяемой при изготовлении пластин. С точки зрения долговечности и надёжности, оптимальными являются пластины с решёткой, изготовленной методом литья. В таком случае пластина имеет увеличенную толщину, хорошую прочность сцепления пасты с решёткой и способность долгое время сопротивляться процессу коррозии, неизбежно протекающему в АКБ, и противостоять механическим напряжениям, возникающим в процессе разряда большими токами. Другой вопрос, что в гонке за большими ТХП и низкой себестоимостью, многие производители начинают применять всё более тонкие пластины и тонкий сепаратор, служащий изолятором между пластинами.

Такие батареи имеют более низкое внутреннее сопротивление и имеют преимущества в показателях ТХП при замерах аналоговыми приборами. Есть ли в этом плюсы для потребителя и можно ли верить показаниям этих приборов? Остановимся на этом подробнее. 

Принцип работы портативных тестеров замера ТХП основан на измерении внутреннего сопротивления АКБ с математическим преобразованием измеренного значения в параметры степени заряженности и величины тока холодной прокрутки. Но весь фокус в том, что внутренне сопротивление батареи – величина условная. Потому что свинцовый аккумулятор – принципиально не линейное устройство и его внутреннее сопротивление не остаётся постоянным, а изменяется в зависимости от нагрузки, заряженности аккумулятора, электропроводности среды и температуры электролита.В процессе простоя АКБ, под влиянием повышенных температур происходит процесс саморазряда и коррозии токоотводов, что снижает электропроводность и искажает результаты измерений. Пониженная температура также снижает электропроводность, повышая сопротивление, поэтому в некоторых приборах есть функция ввода значения температуры электролита. Результаты замеров величин пусковых токов при пониженной температуре и различных сроках хранения АКБ со дня производства показывают существенное отличие измеренных параметров, от заявленных на этикетке.

Следует также учитывать, что тестеры разных производителей имеют разный принцип работы и качество изготовления, вследствие чего их показания при обмере одного и того же образца АКБ могут существенно отличаться. Кроме того, производители подобных приборов не указывают, на какой частоте происходит измерение проводимости и каким током производится испытание, хотя практические измерения показывают, что внутреннее сопротивление свинцового аккумулятора имеет минимум при частотах порядка сотни герц. Таким образом, экспресс – тестеры оценивают степень заряженности АКБ и её внутреннее сопротивление, которое может зависеть от многих факторов, прямо не связанных с самой батареей (к примеру, температуру окружающей внешней среды). Само по себе внутреннее сопротивление аккумулятора позволяет только качественно оценить состояние батареи. Не совсем корректно судить о преимуществах или недостатках той или иной батареи исключительно по значениям ТХП, измеренным портативными экспресс – тестерами.Более того, в стремлении обеспечить высокие пусковые характеристики АКБ, которые в условиях реальной эксплуатации не нужны, некоторые производители идут по пути увеличения количества пластин значительно уменьшенной толщины и использования более тонкого сепаратора, служащего изолятором между пластинами.Так, например, при производстве просечной решётки производители используют свинцовую ленту, толщина которой технологически может варьироваться в пределах 0,75 мм ÷ 1.25 мм. Кроме того, при формировании перфорированного рукава на машине просечки свинцовой ленты, на просечном модуле формируется определённое количество «проколов» и в результате растяжки образуются ячейки, называемые «диамантами». Таким образом, вариации с использованием более тонкой свинцовой ленты и меньшего числа «диамантов» (используются варианты решётки с количеством диамантов в диапазоне: 8 ÷14 шт) позволяют использовать в батареях разных производителей решётки с весом от 24-х до 45-и грамм. На фото ниже представлены просечные решётки разной модификации (фото № 1 и № 2) и решётка, изготовленная методом высечки, или штамповки (фото № 3).